Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/kafedramta/maryanenko.ru/docs/plugins/content/seoglossary/seoglossary.php on line 212

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/kafedramta/maryanenko.ru/docs/plugins/content/seoglossary/seoglossary.php on line 214

Основные понятия  драманализа           

   К основным понятиям драманализа[1][1] относятся:

*  Предлагаемые обстоятельства, то есть «обстоятельства жизни, с которыми человек вступает в борьбу[2][2]». Выделяют: исходное предлагаемое обстоятельство, которое существует во всем произведении, без него не существует пьеса, на нем возникает основной конфликт; ведущее предлагаемое обстоятельство: оно конфликтно по отношению к исходному предлагаемому обстоятельству, определяет борьбу по сквозному действию пьесы. Выделяют три круга предлагаемых обстоятельств: большой круг – общие обстоятельства исторического времени или эпохи; средний круг – жизнь пьесы; малый круг – те обстоятельства, которые непосредственно воздействуют на персонажи и определяют цель поведения, импульс к действию. Предлагаемые обстоятельства пьесы необходимо верно отобрать – именно те, которые вызывают конфликтную ситуацию и сценическое действие.

Событие – сумма предлагаемых обстоятельств, связанных одним действием, или единичное обстоятельство, которое меняет действие или в котором возникает новое действие.  Выделяют:  исходное событие ( «с чего началось», связано с принципиальным изменением ранее существовавшего положения, включает в себя исходное предлагаемое обстоятельство),  центральное событие (кульминацию, качественно изменяющую все остальные события), главное событие ( «чем закончилось», в нем выражается сверхзадача пьесы и спектакля), заключительное событие (развязка, содержащая оценку произошедшей истории);

*  Сюжет– система событий, движимая интригой, ведущим противоречием, основным конфликтом;

*  Основной конфликт - ведущее противоречие, определяющее сквозное действие и логику пьесы, являющееся причиной борьбы;

*  Сквозное действие  цепь событий (два или больше), в которых человек чего-то добивается; определяет логику поведения персонажа; главная линия, которая обнаруживает и проявляет основной конфликт пьесы. Относится как к самому действию, так и охватывает группу действий, событий и определенный этап жизни. Ему подчинены отбор предлагаемых обстоятельств, поступки персонажа и каждое действие в событии. Лежит в среднем круге предлагаемых обстоятельств.

*  Сверхзадача – образная сторона спектакля, то, ради чего он ставится. Вытекает из сквозного действия и определяет цель в жизни героя, человека. Находится в большом круге предлагаемых обстоятельств. Сверхзадача, охватывающая обстоятельства данной пьесы, и есть сквозное действие.

*  Зерно роли – найденная и выработанная особенность, которая позволяет артисту жить в предлагаемых обстоятельствах, не только заданных автором, а в любых обстоятельствах жизненного порядка, в новом качестве; та «изюминка» в создании артиста, которая создает неповторимость образа и помогает процессу перевоплощения.

*  Метод действенного анализа – сущность его состоит в том, что найденный в самой пьесе точный событийный ряд, весь комплекс сложнейших психологических переживаний, огромное напряжение мысли в конечном счете оказывается возможным воспроизвести через простейшую, но исключительно точную партитуру физических действий. Обеспечивает максимальную выразительность при минимуме средств.

*  Жанр– способ отражения, угол зрения автора пьесы на действительность, способ оценки фактов самим автором.

*  Решение – “овеществленный замысел”, способ постановки конкретной пьесы.

       В литературе период самостоятельной внутренней работы режиссера над пьесой, психологический этап созревания, вынашивания и окончательного оформления режиссерского замысла, выделяется особо как наиболее значимый для будущего спектакля. 

           В  допостановочном периоде режиссерского анализа  пьесы условно можно выделить следующие этапы:

1.      Первое впечатления от прочитанной пьесы, являющегося не профессиональным, а «человеческим», эмоциональным. В нем заложена свежесть восприятия, оно может служить своеобразным ориентиром: если впоследствии впечатление от поставленного спектакля совпало с первым или близко ему, то это признак того, что сверхзадача спектакля найдена и реализована верно.

2.      Первовидение – способ постановки пьесы, возникающий сразу после прочтения. Оно подвержено «первому попавшемуся представлению» и, как правило, является банальным штампом, не ведущим к реализации сверхзадачи (на этом этапе она еще не определена);

3.      Отказ от первовидения, к которому рвется воображение, требующий от режиссера «немалого мужества и силы воли» (Товстоногов Г.А.). Единственный способ борьбы с «первовидением» - направить свое воображение и фантазию, оторвавшись от формального построения произведения, не в будущее, а в прошлое; «увидеть» события и людей пьесы в движении, в широком охвате жизни, не стесняя себя на этом этапе рамками сцены, не ограничивая себя временем и пространством. Это своеобразный аналитический этап работы над пьесой.

4.      Определение  жанра и сверхзадачи будущего спектакля:

*  задача режиссера при определении жанра пьесы – проникнуть в природу авторского замысла, определить условность, которой пользовался автор. В сценическом решении необходимо воплотить неповторимость авторского взгляда на жизнь, а не «обогащать» пьесу своим видением жизни. Для постижения жанровой природы автора надо искать тот эмоциональный импульс, который толкнул его на создание произведения. Режиссер проникает в суть авторского замысла и своими изобразительными средствами создает соответствующий ему новыйхудожественный образ;

*   при определении сверхзадачи спектакля зачастую возникают вопросы о технологической реализуемости: нет образа, нет решения, а режиссер уже стремится представить себе точное детализированное действо. Эти вопросы необходимо отбросить, поверить, что ничто не ограничивает. Главное – правильно определить, ради чего необходимо ставить это произведение,  найти образный ход к произведению, нечто, недоступное непрофессионалу, и тогда оказывается, что все можно сделать средствами неожиданно простыми. Искать необходимо именно идеальное – только так возникает оригинальный замысел.

5.      Появление адекватного «видения» спектакля, то есть нахождение решения.

        Очевидно, что предметы драманализа и психотерапевтической деятельности глубоко родственны и тесно связаны. В ряде случаев театральная драма и психотерапия взаимно проникают друг в друга, как, например, в психодраме, социодраме или в многочисленных попытках прямой театральной или иной сценической интерпретации деятельности психотерапевта или психиатрической клиники.

      Методами драманализа достигается внутренняя организация процесса театральной жизни вокруг функции (миссии) драматического театра. Этой миссией, выступает «формирование элиты общественной духовной жизни»[3][3]. Под элитой духовной жизни в данном случае понимаются лучшие образцы поведения, каноны духовной жизни, лучшие правила принятия кардинальных решений. Проявляется реализация миссии драматического театра в тех события театральной жизни, которые одновременно становятся событиями жизни общественной. Выход театра как специфического художественного института на реальную арену общественной жизни – «звездный час», «момент истины» драматического театра.

     Как достигает театр функционирования в общественной жизни? Драматическое, рассеянное в обыденной жизни, в театральной сконцентрировано художественными средствами и разрешено не по законам причинного и возможного,  а по законам эстетического. Театральное решение жизненных проблем – максимально обострено, идеально, эстетически оправдано и потому элитно. Драманализ выступает в качестве методологии и технологии концентрации драматического в рамках постановочного процесса (от этапа его планирования до этапа реализации). Критерий эффективности драманализа – создание художественного образа, имеющего глубокое жизненное оправдание и концентрирующего жизненную правду в эстетически безупречной, пронзительной форме.  

[1] Театральная энциклопедия, ст. «Станиславского система», т.3, стр.1072, М, 1964г.; неопубликованные лекции Г.А. Товстоногова и А.И. Кацмана «Режиссерский анализ пьесы», 1982-1984 г.

 [2] о понятии «борьба» в драманализе см.: Ершов П.М. «Режиссура как практическая психология», М.,1979г.

 [3] Марьяненко А.П. «О функции драматического театра»// сб. «Социологические исследования театра», под ред. Фирсова, Алексеева, Л, 1984г.