Драма [1] (от древнегреч. «действие», действо) – род литературного произведения в диалогической форме.

Сущность драмы – одна из форм общественного сознания.

 

Драма представляет народу необыкновенное, странное происшествие. А.С. Пушкин.

 

Сущность драмы выражается в столкновениях между людьми различных с, в тех внутренних противоречиях, которые возникают в сознании человека перед лицом сложных жизненных положений.[i]

 

Драматическое в собственном смысле есть высказывание индивидов в борьбе их интересов и в раскладе характеров и страстей этих индивидов»[ii].

 

Столкновение интересов рождает борьбу, влекущую за собой перемены в положении борющихся. Эта борьба через разные стадии приходит к завершению. Действующие лица драмы максимально заинтересованы в ходе и исходе борьбы. Конфликт должен затрагивать жизненно важные для героев вопросы и в индивидуальных судьбах, частных случаях раскрывать существенные стороны социальных противоречий времени. Поражение или победа тех или иных социальных сил, представленных в драме, есть не только следствие личной силы или слабости героя, а в конечном счете отражение данного состояния общества или перспектив его развития. Жизненная правда драмы определяется тем, насколько она отражает действительность, реальную перспективу общественного развития.

 

Композиционная цельность драмы, принцип ее построения заключается в замкнутости действия, имеющего законченный драматический сюжет (причины, следствия и конечный результат). Аристотель определил деление драматического действия на 3 основные части: 1) начало, или завязка действия, 2) середина, содержащая перипетию, т.е. поворот или изменение в положение героя (героев) к лучшему или худшему, 3) конец или катастрофа, т.е. развязка, состоящая или в гибели героя, либо в достижении им благополучия.

 

В драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития. Простота, немногосложность и единство действия (в смысле единства основной идеи) должно быть одним из главнейших условий драмы; в ней все должно  быть направлено к одной цели, к одному намерению[iii].

 

Г. Фрейтаг в 19 веке предложил уточнить положение Аристотеля делением драмы на 5 частей: 1) экспозиция, 2) усложнение действия, 3) кульминация, 4) задержка действия, 5) развязка. Он считал, что развитие действия идет по восходящей линии от начала до кульминации, а потом происходит поворот и действие идет по нисходящей линии вплоть до окончательной развязки

 

 



[i] Там же, с. 503

 

[ii] «Лекции по эстетике», разд. «Драматическая поэзия» в кн. Соч. т. 14 М., 1958, с. 341.

 

[iii] Белинский В.Г. , Разделение поэзии на роды и виды, в кн. Полное собрание соч. т. 5, 1954 с.53.