Методы активизации менеджмента
Для вовлечения ключевых лиц в решение организационных проблем используются психотехнические методы принятия групповых, командных и коллективных решений.
К этим методам относятся:
Их основное отличие от обычных форм принятия решений и управления производством состоят в том, что они проводятся по заранее согласованному сценарию с применением особых психотехнических, аналитических, демонстрационных и психоконсультативных приемов.
Деловые игры проводятся во внепроизводственной обстановке, где обеспечивается непрерывное взаимодействие участников.
Задачами деловых игр являются:
· более тесное знакомство ключевых лиц и их сплочение;
· постановка общей задачи, являющейся формулировкой основного конфликта;
· тренинг командных методов коллективного мышления и принятия решений;
· оценка и отбор лидеров, построение планов индивидуальной работы с ними;
· выработка общих взглядов на проблемы предприятия и способы их решения;
· игровая проработка решений, выработанных в деловой игре;
· выдвижение вдохновляющей цели;
· принятие плана ее достижения;
· коллективное обязательство достижения цели;
· обсуждение с высшим руководством разработанных решений и планов.
Деловая игра занимает от 3 до 5 дней и проводится обычно через 7-14 дней после окончания экспресс-анализа организации.
Интенсивные совещания, в отличие от деловых игр, проводятся не консультантами, а лидерами или функциональными руководителями, действия которых санкционированы высшим руководством. Подготовка к интенсивным совещаниям проводится тщательно и под методическим руководством и при участии консультантов. Цель интенсивных совещаний – выработка и предложение высшему руководству согласованных вариантов ответственных решений.
Фокусные группы – организованы лидерами по поручению высших руководителей. Их цель – тщательная подготовка важных решений. Проблемы, поставленные перед фокусной группой, конкретны и требуют разрешения в точные календарные сроки. Результаты работы фокусных групп используются в качестве основы для организационных изменений по конкретным направлениям. Задача консультантов – методическое сопровождение и методическое руководство работой фокусных групп. Цель фокусных групп – разработка особо сложных проблем.
Коллективные обсуждения проводятся руководителями общественных организаций в сотрудничестве с собственниками и менеджерами под методическим руководством консультантов с целями:
· проявления и формирования общественного мнения;
· более тесного знакомства и общения собственников, менеджеров и персонала;
· вовлечения в решение проблем неформальных лидеров и общественных кругов;
· распространения и пропаганды идей, объединяющих и направляющих коллективы и подразделения;
· распространения положительного опыта труда и управления производством;
· осуществления методов коллективного воздействия и контроля;
· развития обстановки коллективного творчества;
· формирования духа оптимизма, решительности, соревновательности и сотрудничества.
Коллективные обсуждения имеют четкую тему и адресность.