Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/kafedramta/maryanenko.ru/docs/plugins/content/seoglossary/seoglossary.php on line 212

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/kafedramta/maryanenko.ru/docs/plugins/content/seoglossary/seoglossary.php on line 214

Стадии трансформации отношений

Малозначимые отношения человек может изменить быстро и прямолинейно. Значимые отношения меняются, проходя определенные стадии трансформации. Существует 7 стадий, через которые человек, группа людей, организация, человеческая общность проходит, изменяя отношения к какому-либо явлению, человеку или проблеме. Охарактеризуем эти стадии:

1.               Стабилизация

Возникают первые трудности, но неизвестно, имеют ли они преходящий или закономерный, малозначимый или принципиальный характер. Стратегия на этой стадии - сохранить отношение, оставлять его неизменным в меняющихся условиях. Основные проявления на этой стадии:

a)                Игнорирование противоречий - неспособность и нежелание осознавать противоречие между отношением и действительностью, трактовка этих противоречий как случайных, несостоятельных, как проявление несущественных обстоятельств. Человек может искренне не замечать очевидных другим обстоятельств, сознательно или неосознанно отрицать значимость этих обстоятельств и действовать не столько вопреки им, сколько не замечая их.

b)                Постановка сознательных целей - поскольку на пути реализации отношения возникают препятствия, сознательно ставятся цели и определяются задачи.

c)                 Преодоление трудностей - противоречия и препятствия рассматриваются как трудности, которые нужно преодолеть путем более интенсивных, волевых  и более сознательных усилий, тщательного выполнения своих обязанностей “любой ценой”, терпимости к лишениям и усталости.

d)                Догматическое обоснование действий - система оправданий, почему именно таким образом необходимо продолжать жить и действовать.Жизнь рассматривается как труд и борьба, как служение, долг (профессионализма, семьи, любви, служения обществу, коллективу, богу и т.п.).

e)                 Неприятие критики - попытки изменить точку зрения на развитие событий рассматриваются как неуместные, неприемлемые, противоречащие, сути дела и ситуации, как “критиканство”.

f)                  Катастрофа.Если трудности действительно имеют преходящий, несущественный характер, то они преодолеваются, деятельность стабилизируются, оттачиваются навыки, появляется опытность и тренированность, а отношение человека становится неизменным в широком диапазоне обстоятельств. Если же противоречия объективны, имеют глубинный характер и не разрешаются, то они усугубляются. Событие в результате которого игнорируемые или преодолеваемые ранее обстоятельства появляются в развернутой, явной форме становится крахом попыток сохранить отношение в неизменной форме и переживаются как катастрофа. Внезапно для себя и очевидным для других образом человек ставится перед лицом новых (игнорируемых им ранее) обстоятельств.

2.               Идеализация

Не имея возможности сохранить прежние отношение и способ действия реально, человек сохраняет и развивает отношение во внутреннем, идеальном плане.

a)                Шок - претерпевающий катастрофу человек пытается и не может осмыслить произошедшее, не может прийти в себя от того, что ранее им игнорировалось, а теперь очевидно и переворачивает все его мировоззрение.

b)                Отказ от внешних действий - человек полностью занят переживаниями, попытками оценить, что произошло. Все его прошлые методы действия и способы поведения оказываются дискредитированными перед лицом новых обстоятельств. Поэтому он бездеятелен или по инерции совершает рутинные действия.

c)                 Идеализация прошлого - в оценках происшедшего он обращается к тем обстоятельствам и временам, которые сейчас кажутся ему свободными от противоречий. Прошлое представляется как “золотой век”, где идеалы реализовывались, потребности удовлетворялись.

d)                Критика ситуации - сопоставление идеализированного прошлого с наличной ситуацией приводит к критической ее оценке. Действительность воспринимается контрастно - как способствующие, либо препятствующие осуществлению идеалов обстоятельства. Соответственно, люди оцениваются как друзья, единомышленники или как враги, причины несчастья или неудачи.

e)                 Формирование идеальной цели - формируется образ такого состояния действительности, отношений, при которых противоречия снимаются, идеалы осуществляются.

В результате деятельности на этой стадии человек осуществляет ценностную ориентацию, т.е. производит интегральную, надситуативную оценку и определяет собственные базисные ценности и цели.

3.               Драматизация

Человек активизируется для реализации кажущейся ему безусловно правильной цели. Для этого он:

a)                Провозглашает программу. Формируется представление о таких условиях, которые приведут к устранению возникших противоречий. Задача достижение этих условий выступает в качестве программы.

b)                 Строит планы, проекты и модели, теоретизирует, объясняется метафорическим, образным языком.

c)                  Привлекает внимание,демонстрирует, апеллирует к общественному мнению, вступает в дискуссии и споры, отстаивает свою точку зрения и добивается признания.

d)                 Борется за лидерство или определенное место в системе отношений. Выдвигает претензии, требует обеспечения его информацией, ресурсами, средствами. Добивается изменения другими точки зрения. Вступает в коалиции и размежевывается.

e)                 Играет и включается в игры, принимает на себя определенную роль, включается во взаимодействие, рискует, проигрывает и выигрывает.

f)                  Интригует, стремясь манипулятивными действиями заставить других действовать в желательном для него направлении, создать чреватую новыми возможностями амбивалентную ситуацию, двигающую сюжеты взаимодействия.

В результате деятельности на этой стадии человек получает представления о собственных интересах, интересах других участников процесса общения и о соотношении интересов.

4.               Принципиальные поступки

На этой стадии человек переходит к практическим действиям, к переустройству отношений и условий деятельности.

a)                Выдвижение принципов - от оценки человек приходит к выдвижению принципов - теоретических правил поведения, сформулированных по правилу “если - то”.

b)                 Волевые действия - на основе выдвинутых принципов человек приходит к волевым действиям по непосредственному изменению обстоятельств, перераспределению ресурсов и полномочий, принятию конкретных решений. Указанные действия имеют необратимый характер, т.е. представляют существенное изменение обстоятельств и отношений. Вернуться к исходному теперь невозможно даже при желании субъекта.

c)                  Ревизия результатов. Результаты предпринятых принципиальных действий налицо, но существенно расходятся с планируемыми, желаемыми. Обнаруживаются побочные обстоятельства, неучтенные при принципиальной оценке.

d)                Догматизация - для закрепления  предпринятых действий человек “теоретически” обосновывает их правильность, необходимость, целесообразность. При этом уточняются, корректируются и обосновываются новые действия.

e)                 Движение по кругу - в попытках достигнуть желаемого результата человек принимает все более кардинально перестраивающие действительность поступки, но результат по-прежнему его не устраивает.

f)                 Предельные действия - возникает положение, при котором человек готов на самые радикальные действия и производит их. Сделано все, что можно сделать в этой ситуации, но результат все равно не удовлетворителен. Больше сделать еще что-нибудь невозможно.

На этой стадии человек практически перестраивает условия деятельности и отношения, освобождаясь от тяготящего его, отжившего, но нередко с водой выплескивая ребенка.

5.               Депрессия

a)                  Потеря интереса - у человека опускаются руки. Все, что можно было сделать уже делалось и не принесло результата, приводило к хождению по кругу или ухудшению ситуации, не приносило удовлетворения.

b)                 Пассивность - Он перестает действовать, безразлично относится к обстоятельствам, становиться эмоционально глухим, чувствует упадок сил, нежелание что либо делать, как-то  оценивать ситуацию.

c)                  Децентрация - впервые за длительное время человек способен на мучающие его вопросы взглянуть “со стороны”, отстраненно. Он начинает допускать возможность и правомерность существования иных точек зрения, чем те, которые принимает и разделяет он. 

d)                 Лирическая мотивация - человек ищет возможности уйти от мучающих его проблем, отвлекается, находит новые занятия, упивается жалостью к себе, прислушивается к собственным ощущениям, испытывает потребность в сочувствии, обращается к музыке, к поэзии. Появляются мотивы и желания, не связанные с историей трансформации отношения.

6.               Селекция

a)                Беспринципность - можно сказать, что на этой стадии человек перестает решать стоявшие передним проблемы и просто живет. Он отказывается от решения принципиальных вопросов, не склонен бороться за возможности.

b)                 Прагматическая ориентация - на беспринципной основе человек начинает “брать то, что лежит под ногами”, используя те возможности, которые ранее им игнорировались или упускались, и которые, как оказывается, были исподволь вскрыты и наработаны в процессе предшествующих стадий. Он пользуется принципами “с паршивой овцы хоть шерсти клок”, “не догоню, так согреюсь”, “надо как-то жить и приспосабливаться и т.п.”.

c)                  Освобождение от балласта - при переходе к стратегии прагматизма человек освобождается от груза непродуктивных затрат, от мешающих ему межличностных связей, от догм и отягощающих его обязательств.

d)               Ограничение потребностей - происходит освобождение от внутренне необходимых ранее, но по сути нерациональных трат, он становится подвержен элементам аскетической морали, нечувствителен к внешней стороне существования, становится неброским и незаметным.

e)                 Накопительство - человек начинает обращать внимание на накопление средств, ресурсов, связей, навыков, знаний.

f)                 Врабатывание - появляются “рутинные” дела, т.е. дела, из которых извлекается конкретная польза, но которые проходят относительно беспроблемно, “в рабочем порядке”, со все большей тщательно их подготовки и эффективностью реализации.

7.               Оптимальная фаза

a)                Переворот в сознании - в один прекрасный день “количество переходит в качество”, человек вдруг осознает, что незаметно для себя он живет по-новому, уверенно, что старые проблемы не волнуют его, а его отношения приобрели совершенно новый характер.

b)               Историзм - произошедшие с ним перипетии он воспринимает как необходимые этапы, фазы произошедших с ним изменений, они воспринимаются им как история становления новых отношений.

c)                 Возрастающая позитивная мотивация - Человек становится способным на решение проблем там и тогда, когда они возникают и черпая новые силы из самого процесса разрешения проблем и преодоления трудностей.

d)               “Подарки судьбы” - то, чего он ранее безуспешно добивался, приходит к нему как бы само собой, как побочный эффект его действий или как случайный “подарок”.

e)                  Осознание Себя Нового. Человек начинает осознавать, что не столько изменились его отношения, сколько изменился он сам и наполняется ощущением себя и синтонии с миром.

f)                 Удовлетворенность наличным. Он живет “здесь и сейчас”, доверяя и себе и миру. Свобода и покой становятся характеристиками его состояния.

g)                “Большая удача” - появляется событие, кардинальным и позитивным образом меняющее жизнь человека, составляющее новый прогрессивный этап в его жизни. Он включается в освоение новых возможностей и ... входит в новую трансформацию на стадии стабилизации.