9 шагов стратегического планирования.
Задача 1: Разработайте организационные принципы:
.
Формулировка миссии
Определение миссии связано с определением основного бизнес- или функционального процесса.
Общая схема бизнес-процесса и миссия организации
Основной бизнес-процесс или функциональный процесс обычно определяется и раскрывается:
номинативно - через анализ наименования учреждения, предприятия;
заявлением миссии;
характеристикой жизненного цикла изделия, процесса, технологии;
на основе модели "как есть" процесса;
на основе модели "надо" процесса;
через анализ роли изделий или услуг в удовлетворении потребностей клиентов;
на основе изучения потребностей клиентов и структурирования способов удовлетворения потребностей.
Фокусировкавидения
Видение – целостный образ, который определяет перспективу и организует те выборы, которые определяют характер и направление организации, то, чем организация хочет быть, куда она стремится. Видение определяет организационные границы – границы того, что есть, а что не есть организация.
Установление ценностей и выработка убеждений.
Ценности – это те сущности, которые члены организации должны воплощать и отстаивать в жизни. Убеждения – это категорические утверждения обязательного и недопустимого в жизнедеятельности и поведении членов организации.
Предостережение: Не формулируйте ценности и убеждения, которые не смогут выстоять в трудной или бедственной ситуации.
Задача 2: Идентифицируйте клиентов: Чем больше известно о клиенте, индивидуальном или групповом, тем эффективнее будет стратегическое планирование и, в конечном счете, усилия процесса усовершенствования. В предпринимательствах частного сектора возможно оценить и понять индивидуальные потребности клиента, и настраивать услуги соответственно индивидуальным потребностям и запросам.
|
Задача 3: Проведите эталонное тестирование (изучите опыт лидеров) Изучить опыт лидеров необходимо для того, чтобы найти эталоны того, как лучшие организации с подобными миссиями и бизнес-процессами удовлетворяют потребности клиентов. Изучить опыт лидеров – значит установить эталоны продукции, услуг, бизнес-процессов, технологий и способов организации бизнеса в избранной области. Изучение опыта лидеров наиболее эффективно, когда оно проводится в форме обмена опытом равных по положению руководителей и работников. |
Задача 4: Проведите SWOT-анализ
Как только организация сформулировала миссию, видение, ценности, и убеждения, понимает, кто ее клиенты и в чем их общие потребности, она ориентирована вовне для идей и вдохновения. Теперь она готова анализировать внешнюю ситуацию, в которой она работает. Это SWOT-анализом.
Задача 5: Идентифицируйте основные компетентности
Основные компетентности - те вещи, которые организация делает лучше всего. Это способности, которые определяют организацию. Признание и определение основных компетентностей наиболее важно для стратегического планирования, потому что процесс усовершенствования должен быть сосредоточен прежде всего на них. Основная компетентность организации должна быть центром внимания и усилий усовершенствования.
Задача 6: Определите требования
клиента высокого уровня
Развертывание функции Качества – превосходная техника для освоения потребностей, требований, и желаний клиента. Эта техника может консолидировать все входы, полученные от обзоров клиента, анкетных опросов, интервью, групп опрашиваемых, локальных туров и осмотров, также как данных, следующих из мозгового штурма и исторического исследования.
Задача 7: Сформулируйте цели крупного достижения
Цель крупного достижения – это цель, которая обеспечивает качественныйсдвиг в одной или нескольких областях деятельности. Стратегический план не должен быть загроможден незначительными или подчиненными целями, которые лучше указать в рабочих планах.
Задача 8: Идентифицируйте критерии качества
Четыре категории мер, которые должны быть определены для каждой стратегической или деловой цели плана:
1. Соответствие Цели– обеспечивает измерения эффективности процесса или изделия относительно заинтересованного лица.
2. Соответствие Стандарту – обеспечивает средства измерения качества процесса или изделия.
3. Меры Времени процесса – определяют характеристики времени процесса.
4. Меры стоимости – измеряют продуктивность и производительность процесса.
Кроме того, каждая категория меры должна примениться к каждой из четырех категорий лиц, заинтересованных в процессе:
Клиенты;
Вышестоящие инстанции;
Поставщики;
Провайдеры (лица, предоставляющие ресурсы).
Задача 9: Документируйте и одобрите
стратегический план
Сущность стратегического плана - вещественность и ясность, а не объем. Полный стратегический план типичной организации должен занимать не более десяти страниц текста, с добавлением диаграммами и рисунков. Дополнительные данные и обоснование должны поддерживаться в отдельных файлах для ссылки и использования в последующих циклах планирования.
Как только план одобрен, он должен быть доведен полностью или частично до каждого в организации. Член организации может направлять свои действия на осуществление стратегических целей только в той степени, в которой он их понимает и принимает.