Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/kafedramta/maryanenko.ru/docs/plugins/content/seoglossary/seoglossary.php on line 212

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/kafedramta/maryanenko.ru/docs/plugins/content/seoglossary/seoglossary.php on line 214

Определение понятия

ПАРАДИГМА (от греч. Paradeigmа – пример, образец) – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Наиболее полная трактовка понятия парадигма, приведено Т. Куном.

Парадигма — это:

·           концептуальные рамки науки;

·           ее общепринятые ценности;

·           основные установки;

·           общепризнанные образцы;

·           наборы предписаний для научной группы;

·           конкретные традиции научного исследования;

·           совокупность убеждений, ценностей, технических средств;

·           модели, примеры, образцовые достижения прошлого;

·           главные философские элементы;

·           работа, проделанная однажды и для всех, и т. д.

 

Согласно приведенным формулировкам, под парадигмой могут пониматься  и основные концепции науки, и отдельные детали конкретной теории (например, законы Ньютона), и даже целые теории (например, теория электричества Франклина).

Позднее Т.Кун дает более точное,  определение понятия парадигма: «Парадигма – сходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе».

Из данного Куном определения видно, что парадигма – это совокупность правил и предписаний, которые имеют императивный характер по отношению к действиям ученого, исследователя или деятеля.

Роль парадигмы не следует понимать как негативную или ограничивающую. Именно четкость и полнота однажды сформулированной и в свое время победившей в научной революции парадигмы обеспечивает эффективное развитие научной картины мира. Работа в рамках парадигмы протекает удивительно согласованно.  Обеспечивается преемственность гипотез, становится возможным глубокое взаимопонимание между учеными всего мира.

Характерным является тот факт, что ученый, работающий в рамках одной парадигмы, почти никогда не подвергает ее сомнению. Например, химик, занимающийся определением химического состава разных веществ, не подвергает сомнению содержание самого понятия химического состава.

Преданность парадигме и хорошее владение ею – основа, объединяющая разные коллективы ученых и специалистов в международное научное, профессиональное, культурное  сообщество.

Современную социальную практику невозможно представить себе как географически и тематически разрозненные конгломераты научно-исследовательской и профессиональной активности. Напротив, глобализация науки – необходимое условие огромного прогресса, который достигнут во второй половине XX века.

Современная парадигма организационного развития

            Сегодня господствующим является позитивистский подход к трактовке природы социально-экономических и организационных явлений.

            Сущность этого подхода может быть отражена в следующих основных положениях:

1.                  Существуют объективные законы развития человеческого общества. Эти законы могут по-разному проявляться в различных исторических, региональных, культурных, организационных и прочих условиях, но по сути своей эти законы едины.

2.                   Изучая деятельность людей, наблюдая особыми научными методами за этой деятельностью,  анализируя факты, ученые и специалисты открывают частные законы экономики, социологии, психологии, организационного поведения и т.п., а обобщая всю совокупность фактов вскрывают наиболее общие законы человеческой деятельности.

3.                  Поскольку люди имеют несовершенные, приблизительные  знания о законах общественного бытия, или не обучены действиям в соответствии с истинными законами бытия, они в своей деятельности встречаются с нарастающими  проблемами и противоречиями.

4.                  Изучая причины возникновения проблем и противоречий в деятельности, человечество приходит к более совершенному знанию и, соответственно, вскрывает новые возможности путем решения проблем на основе уточненного знания.

Рассмотрим некоторые из базисных метафизических предположений, которые являются основанием наших обычных определений при исследовании организационного поведения (деятельности), и покажем, что они управляют нашими мыслями и делами вразрез с нашими интересами.[1]

Перечислим шесть предположений, которые обычно считались аксиомами в исследовании деятельности.

1. Исследование тождественно решению проблемы; хорошее исследование должно решить «реальные проблемы».

2. Процесс определения проблем в исследовании деятельности состоит в точном следовании стандартизированным правилам решения проблемы; знание – результат хорошего метода.

3. Исследование деятельности – утилитарно и  технично по природе; то есть оно задумывается и проводится с целью удовлетворить потребность в указанной области. Все, что не связано с объектом исследования, должно быть отклонено как несоответствующее теме.

4. Исследование не должно изучать явления, которые превышают компетентность человеческого разума.  Вопросы, на которые нельзя ответить, и проблемы, на которые нельзя воздействовать, не должны исследоваться (то есть, исследование деятельности – не отрасль политической философии, поэзии или богословия).

5. Проблемы должны быть  изучены и решены. Идеальный результат исследования действием является зеркальным отражением проблем организации и ее целей. Как любому «объективному лицу», исследователю остается лишь небольшое место для страсти и размышлений.  Исследователь действительности не должен быть ни страстным защитником, ни вдохновленным мечтателем.

6. Социальная, экономическая и организационная жизнь проблематична. Организация этой жизни лучше всего понята как исторически расположенная последовательность проблем причин и решений среди людей, событий и вещей. Таким образом, окончательная цель и результат исследования действием – производство учреждений, которые имеют высокую способность чувствовать, формулировать и решать бесконечный поток проблем.



[1] Указанный анализ существующих парадигм научного и концептуального подхода к социальной действительности и деятельности был проведен в базисной работе D.Cooperrider.